КОЛЕКЦІОНЕР

На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя 
Оскар Уайльд

Оскар Уайльд прекрасно отразил лейт-мотив коллекционирования в выражении "На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя". Влияние искусства на жизнь человека всегда имеет необратимый характер. Точно также как каждый человек имеет свою уникальную неповторимую историю, так и каждое произведение искусства имеет свою. По праву можно считать, что каждое отдельное произведение имеет свое особое предназначение: одни открывают красоту, другие – развлекают, третьи – обличают… И в итоге получается, что вместе пересекаются одновременно несколько историй: создателя произведения, само произведение и того, кому оно предназначено. Как не бывает двух одинаковых листов на одном дереве, так не бывает двух одинаковых людей, и, как следствие, уникальность каждого человека предопределяет создание того или иного вида искусства. Духовный мир человека ищет соответствие в самых лучших образцах материального мира. И, найдя это соответствие, приходит ощущение полноты жизни, и желание сохранить и само ощущение, и само произведение.


Коллекционирование присуще человеку еще с древних времен. Изначально, потребность людей сводилась к собирательству жизненно необходимых вещей. Развитие общества положило начало новому виду собирательства. Художественное коллекционирование – это прежде всего отражение расцвета культуры общества. Славянская народность сделала попытку создания великокняжеской и царской сокровищницы еще в средние века. Позднее, с развитием и становлением государственности, с петровским "окном в Европу" коллекционирование стало необходимым процессом развития общества. Ярко очертилась потребность в передаче опыта, знаний будущим поколениям. Не только в научно-техническом прогрессе Европа опережала славянские народы, но и в культурно-просветительских вопросах.


Расцвет книгопечатанья 16 века подводит искусство к открытию нового направления – Ex-libris. Изначально, они появились как книжные знаки, образно говорящие о принадлежности той или иной книги личной библиотеке. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознание ценности собираемых экслибрисов приводит постепенно к самой потребности коллекционирования экслибрисов. Сегодня художники-графики из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Львова занимаются изготовлением экслибрисов.





Не только западная культура представляет интерес для изучения, но и восточная. Японские нэцкэ (маленькие украшения, служившие людям вместо пуговиц) отделились как элемент гардероба и стали самостоятельно существовать как произведение искусства. Тематика их широка: это и изображение быта, и символические божки в образе животных, и фигурки с сексуальными мотивами. Японские нэцкэ делают коллекционирование занятием весьма увлекательным и познавательным. Знакомясь и приобщаясь к быту и нраву этого восточного народа, возникает интерес к изучению философских взглядов, которые объясняют возникновение тех или иных мотивов в нэцкэ. Кроме того, эти маленькие фигурки, по древним поверьям, приносят в дом счастье и радость.